Компьютеризация работы инвентаризатора

На сегодня наше предприятие является Ярославским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация», в его состав входят шесть отделений, обслуживающих различные территории Ярославской области. В архиве филиала 47 000 инвентарных дел по жилому фонду и 22 000 инвентарных дел по нежилым объектам. Понятно, что с таким объемом информации, хранимым на бумажных носителях, работать становилось всё труднее...

Первые шаги в направлении компьютеризации производства были предприняты еще десять лет назад: на предприятии появились четыре компьютера 386-й и 486-й серий, а также две программы: одна для ведения статотчетности и налогооблагаемой базы по частным жилым домам, а другая – для создания базы данных по приватизированным квартирам.

Л.В. Фокина

Л.В. Фокина, директор филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Ярославской области

Уже к началу 1997 года стало ясно, что для дальнейшей автоматизации нужны новая техника и специализированное программное обеспечение. Требовалось собрать в единой базе данных сведения обо всех видах объектов недвижимости и их правообладателях, ввести в рамки единого процесса все делопроизводство инвентаризатора: от приема и выдачи заказов на различные виды услуг до создания и хранения технических и оценочных параметров объектов недвижимости в объеме технических паспортов.

Создавать специализированный программный продукт, соответствующий масштабу задачи, можно было одним из двух способов: либо пригласить в штат группу высокооплачиваемых программистов, либо обратиться в организацию, давно и успешно занимающуюся разработкой серьезных программ.

Более рациональным представлялся второй вариант, тем более что искомая организация – НПО «Криста» – в Рыбинске уже существовала. Мастерство сотрудников, имеющих опыт работы на оборонных проектных предприятиях, сочетается здесь со свежими идеями молодого поколения программистов – выпускников Рыбинской государственной авиационной технологической академии.

Сотрудничество с НПО «Криста» началось с выработки технического задания. А затем появился «Архив БТИ» – программа, которую с успехом используют не только специалисты нашего бюро, но и многие другие организации технической инвентаризации.

Внедрение программы, начавшееся в конце 1997-го, шло поэтапно:

  • прием и выдача заказов;
  • создание экспликаций;
  • технические паспорта на частные жилые строения;
  • технические паспорта на многоквартирные дома;
  • технические паспорта на нежилые строения и производственные комплексы;
  • технические паспорта на гаражи, гаражные боксы и т.д.

Каждому новому этапу предшествовала закупка необходимой компьютерной техники. Кадровая задача была поставлена четко: никаких сторонних операторов, работать в программе должны только штатные сотрудники БТИ. А значит компьютерный парк предприятия должен быть достаточным и для работы, и для обучения:

К концу 1999-го на работу в программе «Архив-БТИ» полностью перешли все техники-инвентаризаторы, специалисты по учету недвижимости, работники архива и служб работы с клиентами. Далее предстояло увеличивать скорость обработки данных, то есть совершенствовать программное обеспечение, обновлять серверы, сетевое оборудование и компьютеры.

В 2003 году завершился и этот процесс, а его результаты позволили наметить следующие рубежи: переход к выполнению графических работ по инвентаризации исключительно с использованием компьютерной техники.

Реализация этой задачи предусматривала освоение возможностей AutoCAD. Выбор в пользу этой платформы был сделан после посещения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» (директор В. И. Шепелин), где AutoCAD использовался уже очень широко – особенно молодыми специалистами, еще в институте получившими основательное представление об этом программном продукте.

Тогда же счастливый случай свел нас со специалистами компании СSoft, которые предложили использовать для вычерчивания поэтажных планов программу PlanTracer – разработку компании Consistent Software, базирующуюся на AutoCAD.

С мая 2004 года все инвентаризаторы предприятия группами по восемь человек стали проходить обучение AutoCAD: 24-часовой курс читал преподаватель Рыбинской государственной авиационной технологической академии. По завершении курса каждый специалист проходил краткое (буквально 2-3 часа) индивидуальное обучение работе с PlanTracer, и с первого числа следующего месяца вся группа обязана была работать с графикой используя только программные средства. Кстати, такой порядок был установлен приказом по филиалу.

Для вывода графической информации на печать предприятие приобрело два плоттера формата А1 и цветной лазерный принтер формата А3.

Сегодня планы земельных участков создаются средствами AutoCAD, a поэтажные планы – с помощью программы PlanTracer. Вычерчиваются планы квартир, гаражей, частных домов, многоэтажных строений, больших производственных корпусов машиностроительных предприятий, птицефабрик, гидроэлектростанций и т.д.

Настало время рационально соединить возможности программ «Архив-БТИ» и PlanTracer, оптимально распределить между ними технологические операции. Сейчас семантическая информация об объекте недвижимости находится в базе данных программы «Архив-БТИ», а графика – в отдельно созданной базе данных сервера. Связь семантической и графической частей информации обеспечивается одинаковой системой кодировки частей информации по инвентарному номеру объекта или его части.

По-видимому, в поисках наилучшего варианта совместной работы «Архива-БТИ» и PlanTracer следует исходить из условия, что чертеж и экспликация должны быть неразрывно связаны между собой. Не случайно именно они являются основными приложениями к техническому паспорту. Свою работу с объектом инвентаризатор начинает с абриса, на основании которого он должен камерально выполнить чертеж и экспликацию. Лишь после этого он может приступать к формированию технического паспорта, включая в него материалы элементов конструкции, параметры объекта и его частей для подсчета стоимости, данные о правообладателях, присвоенный кадастровый номер. Именно в этот момент уже подсчитанные площадные, высотные и объемные показатели можно перенести из чертежа и экспликации в семантическую часть информации. Как пользователям нам была бы очень нужна детально проработанная технология создания поэтажного плана, при которой камеральная работа инвентаризатора начинается с «зарисовки» в компьютере слоя абриса. Сложные площадные объекты «зарисовки» разбиваются на геометрические фигуры, выбираются формулы подсчета площадей этих фигур и отдельных помещений. После этого создается чертеж плана и распечатывается таблица экспликации всего строения с подсчетом итоговых площадей по этажам и строению в целом...

Полная компьютеризация камеральных работ инвентаризаторов потребовала по-новому взглянуть на организацию рабочих мест, переоснастить производственные отделы. Закупаются дополнительные компьютеры, изготавливаются новые столы – рабочее место техника-инвентаризатора должно быть не только компьютеризированным, но и просторным.

Автор:
Сергей Драчев

Опубликовано:
1 июля 2005

Контакты: 108811, г. Москва, Румянцево, 22-й км Киевского шоссе,д. 4, стр. 1, офис 508А (1-й офисный подъезд, 5-й этаж) м. Румянцево

тел.: +7 (495) 069-44-88, e-mail: pt@csoft.ru

| | | | Яндекс.Метрика